Что такое предопределение с точки зрения Ислама?

Что такое предопределение?

Что такое предопределение с точки зрения Ислама? Что в Исламе понимается под верой в судьбу и предопределение — «аль-Када и аль-Кадар», которая является шестым столпом веры (иман)? В данной лекции содержится краткое изложение основ веры в предопределение для начинающих.

Лекции подготовил: Ринат Абу Мухаммад, да хранит его Аллах.

Скачать файл или прослушать онлайн из папки Dropbox

1. Доказательства предопределения.

  • Что такое предопределение (кадар)?
  • Вера в предопределение — один из столпов Ислама.
  • Доводы из Корана на предопределение.
  • Достоверные хадисы о предопределении.
  • Слова сподвижников о предопределении.

2. Первая и вторая стадии предопределения.

  • Ученые, читая Коран и Сунну, пришли к единогласному мнению, что предопределение содержит в себе четыре стадии /маратиб/.
  • Первая стадия: это вера в то, что Всевышний Аллах знает:
    — все, что есть,
    — все, что возможно и невозможно,
    — все, чего нет и если бы оно было, то как бы оно было.
  • Доказательства на это из Корана и достоверной Сунны.
  • Вторая стадия: это вера в то, что Всевышний Аллах записал в Хранимой Скрижали все, что будет со дня создания первого творения вплоть до Судного дня.
  • Доказательства на это из Корана и достоверной Сунны.

3. Степени записи предопределения.

  • Что касается записи предопределения (китаба), то у него есть несколько степеней (дараджат).
  • Первая степень: запись предопределения в Хранимой Скрижали за 50 тысяч лет до создания небес и земли.
  • Вторая степень: определение судеб при создании Адама и всего его потомства.
  • Третья степень: запись предопределения в начале жизни, а именно когда плод появляется в утробе матери.
  • Четвертая степень: ежегодная запись предопределения в одну из ночей Рамадана (Ляйлятуль-кадр).
  • Пятая степень: ежедневная запись предопределения, когда каждый день исполняется то, что было записано до этого.

4. Третья и четвертая стадии предопределения.

  • Третья стадия: это вера в желание Всемогущего Аллаха.
  • То, что пожелает Аллах — случится, а то, что не пожелает — не случится.
  • Если что-то не случается, то это не от того, что Всевышний не в состоянии этого сделать, а просто на это нет Его желания.
  • Четвертая стадия: это вера в создание, т.е. в то, что Аллах — Творец всего сущего и нет творца помимо Него. Он создает абсолютно все: творения и их деяния.
  • Легкий пример для того, чтобы понять эти четыре стадии.
  • Эти четыре вещи никак не указывают на то, что Всевышний Аллах заставляет нас что-то делать.

5. Воля и желание Всевышнего Аллаха.

  • Воля [желание] Аллаха бывает двух видов:
    — воля, связанная с шариатом (ирада аш-шар’ийя) — это то, что Аллах любит.
    — воля, связанная с бытием (ирада аль-каунийя) — это то, что Аллах пожелал (машийъа), чтобы оно было, но Он может и не любить этого.
  • В существовании чего-то есть мудрость, которую мы можем не постичь.
  • Вера в предопределение не указывает на то, что Всевышний заставляет человека что-то делать.
  • У человека есть выбор в том, что соответсвует воле Аллаха в шариате, но нет выбора в том, что соответствует воле Аллаха в бытие.
  • В Судный день человек будет спрошен только за то, что совершал по своему желанию.

6. Два заблудших течения в вопросе предопределения.

  • Кадариты — это те, кто сказал, что Всевышний Аллах не знает о действиях людей, пока они их не совершат.
  • Джабриты — это те, кто сказал, что у человека нет свободы выбора.
  • ’Акыда ахлюс-Сунна уаль-джама’а говорит, что мы свои действия совершаем по своему желанию.
  • Доказательства на это со стороны шариата.
  • Доказательства на это со стороны бытия.
  • Наше желание и наша мощь связаны с желанием Всевышнего Аллаха.

7. Об оправдании предопределением.

  • Всевышний Аллах сказал, что нет оправдания тем, кто оправдывается предопределением.
  • Если бы предопределение было оправданием, то Всевышний Аллах никого бы не наказывал.
  • Если бы предопределение было оправданием, то не было бы пользы в отправлении посланников.
  • Четыре вопроса тому, кто оправдывается предопределением.
  • Всевышний Аллах что-то приказал Своим рабам, а что-то запретил, но не обязал их ничем, кроме того, что им под силу.
  • Предопределение Аллаха — это секрет. И никто не знает предопределенного, кроме как тогда, когда оно случится.
  • Людям нет оправдания предопределением, т.к. человек даже в бытовых вопросах никогда не будет оправдываться им.
  • Нет оправдания предопределением тому, кто совершает запретное (харам).

8. Опровержение джабритов и кадаритов.

  • Аш’ариты называют себя «джабрийя муаттаба» — «воспитанные джабриты», но не говорят об этом прямо.
  • Шариатские доводы, опровергающие заблуждение джабритов.
  • Доводы разума, опровергающие ’акыду джабритов.
  • Шариатские доводы, опровергающие заблуждение кадаритов.
  • Доводы разума, опровергающие ’акыду кадаритов.
  • Краткий повтор основ ’акыды ахлюс-Сунна уаль-джама’а в вопросе предопределения.
  • Всевышний Аллах открывает нам предопределение (кашифа), но не заставляет нас (джабира).
  • Заключение.

Вы можете поделиться плейлистом «Что такое предопределение?» в ВК