Дела в соответствии со знанием

Дела в соответствии со знанием

«Дела в соответствии со знанием» — небольшое послание шейха Раби’ ибн Хади аль-Мадхали, да хранит его Аллах, о том, насколько важно совершать дела в соответствии с шариатским знанием. Мусульмане должны следовать по пути, основой которого являются знания и дела на основе этих знаний, сторонясь при этом путей прошлых общин, которых погубило то, что они перестали жить в соответствии с тем, что ниспослал Всевышний.

Читает и переводит: Динар Абу Идрис, да хранит его Аллах.

Скачать файлы или прослушать онлайн из папки Dropbox

Скачать книгу на арабском языке в формате PDF

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

لا تزول قدما عبد يوم القيامة حتى يسئل عن عمره فيم أفناه وعن علمه فيم فعل وعن ماله من أين اكتسبه وفيم أنفقه وعن جسمه فيم أبلا

«В День воскресения стопы раба не сдвинутся с места, пока его не спросят: о его жизни – как он её провёл, о его знании – совершал ли он деяния в соответствии с ним, о его имуществе — как он его приобретал и на что расходовал, и о теле — как он его использовал». Среди них упомянуто: «…о его знании – совершал ли он деяния в соответствии с ним». ат-Тирмизи 2417.

В другой версии сказано: «…о пяти (вещах): о его жизни, как он её провёл; о его молодости, как он её использовал; о его имуществе, как он его приобретал и на что расходовал; и что он делал из того, что он знал!». См. ат-Тирмизи 2416, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 1874, Абу Йа’ля 2/254. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим в силу существования других, подкрепляющих его хадисов. См.: «Сахих ат-Таргъиб уа-т-тархиб» 128, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 946.

Стремление к совершению деяний является причиной укрепления знаний и их упрочнения. Если деяния будут оставлены, то знания уйдут, как об этом сообщается от ‘Али, да будет доволен им Аллах: «Знание призывает деяние, и если оно не ответит, то знание исчезает» — то есть, рассеется и забудется. Привел Ибн ‘Асакир в «Замм ман лям йа’маль би ‘ильмих», с.38.

Деяния на основе знаний являются причиной их укрепления и поэтому передается, что аш-Ша’би, да одарит его Аллах Своей милостью, говорил: «Для заучивания хадисов мы прибегали к деяниям по ним». Передал Ибн ‘Абдуль-Барр в «Джами’ байан-иль-‘Ильм» 1/709.

Также от Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: «Ты никогда не станешь знающим (‘алим), пока не станешь обучающимся и не станешь обучающимся, пока не начнешь совершать деяния согласно тому, что изучаешь». Передал аль-Хатыб в «аль-Икътида» 16, 17.

С подобным великим смыслом приводится множество преданий от праведных предшественников, да помилует их Аллах, и если мусульманин посмотрит на практическую сторону жизни праведных предшественников, то ясно увидит это в их прекрасных жизнеописаниях и благословенных сообщениях о них, да будет доволен ими Аллах и да помилует их, и да воссоединит нас всех с Его праведными рабами.

العمل بالعلم

Часть 1-я:

• Краткое напоминание об этикете требования знания.
• Вступление шейха Раби’ аль-Мадхали.
• Имам Ибн аль-Каййим: «Каждый, кто предпочёл мирское из обладателей знания, и возжелал его, непременно будет наговаривать на истину…».
• О таких Всевышний сказал в Своём Писании: «После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям…» Сура «Марьям», аят 59.
• Достоинства обладателей знания.
• Об искренности в требовании знания и совершении дел в соответствии с ними.
• Опасность отсутствия дел в соответствии со знанием.
• Невежество — губительная болезнь.
• Прежде дел обязательно должны быть знания.
• О недопустимости уподобления иудеям, которые знают, но не поступают в соответствии со знанием, и христианам, которые поклоняются, но на основе невежества.

Часть 2-я:

• Одна из причин оставления дел в соответствии со знанием — предпочтение мирского.
• Правило: Каждый, кто предпочёл мирское из обладателей знания, непременно будет наговаривать ложь на истину.
• Это качество присуще философам, рафидитам и приверженцам нововведений.
• Что является причиной упорства людей в религиозных новшествах.
• Тот, кто положил начало в Исламе плохому делу, понесёт бремя своего греха и бремя тех, кто последует за ним до Дня Суда.
• Искаженная ’акыда, заблудший путь и выдуманные зикры суфиев.
• Причина отклонения ученого в его фетвах: страсти и любовь к власти.
• Пантеизм и безбожие получили распространение от шиитов-батынитов.
• Аяты о тех, кто не совершает дела в соответствии со знанием.
• О тех, кто изучает Коран и Сунну, но не живёт по ним.
• Примером таких дурных учёных являются Ибн аль-’Араби и имам ан-Наббахани.
• Скверный учёный — тот, кто купил мирское за вечное.
• Заключение.

Делитесь лекциями «Дела в соответствии со знанием»!