Столпы веры — беседы о вероубеждении и манхадже

Столпы веры — беседы о вероубеждении и манхадже

Столпы веры — разбор небольшой книги, посвященной столпам веры в Исламе с разъяснением некоторых вопросов методологии (манхаджа).

Читает и переводит: Ринат Абу Мухаммад, да хранит его Аллах.

Скачать файлы или прослушать аудио онлайн из папки Dropbox

Канал в Телеграм с контрольными вопросами по теме

1. Вступление. Что такое ’акыда? Часть 1-я.

• Достоинство изучения науки «’акыда» или «таухид».
• Человек должен всегда помнить цель, из-за которой он был создан.
• Узнав, что человек создан для поклонения только Одному Аллаху, он должен узнать:
— Кто такой Аллах, т.е. Тот, Кому он должен поклоняться;
— Что такое поклонение, т.е. каким образом он должен поклоняться?
• Всевышний Аллах отправил посланников, которые разъяснили каким образом воплотить в жизнь цель создания.
• Правило: «Не столь важно, что ты любишь [Аллаха], однако важно, чтобы ты был любим [Аллахом]».
• Что такое столпы веры (аркануль-иман)?
• Языковое значение слова «’акыда».
• Самый великий договор — это договор между человеком и Всевышним Аллахом.
• Раз мы созданы для поклонения, значит мы рабы Всевышнего Аллаха.
• Всевышний Господь миров создал нас, управляет нами и воспитывает нас.
• Просто так в этом мире ничего не бывает.
• Быть рабом Всевышнего Аллаха — это и есть суть Ислама.
• Быть рабом Всевышнего Аллаха — это почет.
• Что такое поклонение (аль-’ибада)?
• Рабство бывает не добровольным и добровольным.

2. Вступление. Что такое ’акыда? Часть 2-я.

• Шариатское значение термина «’акыда».
• Любой человек имеет убеждения, но они бывают правильные и ложные.
• Как отличить правильную ’акыду от ложной?
• Источниками правильной ’акыды являются Коран и достоверная Сунна, а также единогласное мнение сподвижников.
• Правило: «Сначала приведи довод (далиль), а потом [исходя из довода] бери себе убеждения (’акыду), но не бери сначала ’акыду, а потом приводи [под нее] далиль».
• О скрытом мире мы можем говорить только опираясь на правильную ’акыду.
• Мы не можем сравнивать этот мир со скрытым миром из-за ограниченности нашего восприятия и понимания.
• Мы верим во все столпы веры только на основании Корана, Сунны, а также единогласного мнения сподвижников и сдаемся Аллаху (таслим) в этом.
• Что входит в исламскую ’акыду?
• Языковое значение слова «таухид».
• Шариатское значение термина «таухид».
• Какая связь между терминами ’акыда и таухид?
• Важные плоды изучения ’акыды и таухида.
• На что указывает свидетельство единобожия (шахада ан «Ля иляха илля Ллах»)?
• Как познать единство Всевышнего Аллаха?
• Какой самый первый приказ в Коране?
• Какая самая великая обязанность (уаджиб) в Исламе?
• Что является самой большой несправедливостью?
• Что является первым, к чему следует призывать людей?
• Таухид — самая великая вещь, которая искупляет грехи.

3. Вера в Аллаха: Таухид ар-рубубийя. Часть 1-я.

• Аллах создал нас для поклонения, узаконил как следует поклоняться Ему, но Он не нуждается в нашем поклонении.
• Поклоняться только Одному Аллаху — это призыв всех посланников.
• Для того, чтобы поклоняться Аллаху следует узнать о том, Кто Он и какие права Он имеет на нас.
• Языковое значение слова «аль-иман» (вера).
• Шариатское значение термина «аль-иман».
• Что такое вера в Аллаха и как ее воплотить?
• Таухид ар-рубубийя: Убежденность в том, что Всевышний Аллах Один Единственный Создатель, Властелин и Управитель.
• Всевышний Аллах — Создатель причин и Создатель результатов.
• Таухид ар-рубубийя побуждает нас к страху и благодарности перед Всевышним Аллахом, постоянной связи с Ним — это и есть воплощение таухида.
• Многобожники времен Пророка ‎ﷺ подтверждали таухид ар-рубубийя, в отличие от современных многобожников.

4. Вера в Аллаха: Таухид ар-рубубийя. Часть 2-я.

• Следует делать призыв Кораном и Сунной, потому что в них достаточно доводов, включая доводы разума.
• Истина всегда одна и две истины никогда не бывает. О разногласиях среди сподвижников.
• Ислам — совершенная религия, т.к. Всевышний Аллах засвидетельствовал, что Пророк ‎ﷺ выполнил свою миссию.
• Вся религия сохранена в сподвижниках, т.к. Пророк ‎ﷺ донес эти знания до них, но их знания различны.
• Что такое «аль-иджма’»? О единогласном мнении сахабов.
• Все атеисты и другие безбожники в глубине души подтверждают таухид ар-рубубийя, т.к. это заложено внутри, однако отрицают это из-за высокомерия.
• Если человек признает таухид ар-рубубийя, то как он может поклоняться чему-то или кому-то другому, помимо Аллаха?
• Таухид ар-рубубийя (единобожие в Господстве) требует таухид аль-улюхийя (единобожие в Божественности).
• Всевышний Аллах воспитывает Свои создания:
— в физическом плане, ниспосылая удел и т.д.,
— в духовном плане, ниспосылая Писания и отправляя посланников.

5. Вера в Аллаха: Таухид аль-асма уа ас-сыфат.

• Мы не можем представить то, чего не знаем. Пример слова «кыр» и белого экрана.
• Запрещено представлять Всевышнего Аллаха, потому что нет ничего подобного Ему, мы Его не видели и нам не с чем Его сравнить.
• Коран был ниспослан на ясном арабском языке, поэтому смыслы имен и качеств Аллаха понятны, но какие они мы не можем представить.
• Правило: «Мы верим в имена и качества Аллаха без изменения (тахриф), без отрицания (та’тыль), без представления (такьийф), без уподобления (тамсиль)».
• Как Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, опровергал джахмитов и му’тазилитов. У нас качества и сущность такие, как подобает нашей слабости, а у Аллаха такие, как подобает Его Величию.
• Великие мусульманские философы в конце жизни покаялись и вернулись к ’акыде ахлюс-Сунна уа-ль-джама’а.
• Пример души (рух) и предсмертной агонии.
• Если мы не можем представить и понять то, что связано с нами, то как мы можем представить то, что связано с Аллахом? Пример карты мира и киблы.
• Мы верим в то, чем описал Себя Аллах в Коране и Его посланник ‎ﷺ в достоверной Сунне, а не опираемся на разум, т.к. он ограничен.

6. Как появились заблудшие в вопросах ’акыды и манхаджа?

• Почему большинство современных арабов на неправильной ’акыде?
• Как сподвижники и саляфы понимали аяты об именах и качествах Аллаха?
• Некоторые доказательства того, что Всевышний Аллах вверху над небесами.
• Мы очищаем Всевышнего Аллаха от всех недостатков и в то же время подтверждаем совершенство и полноту Его имен и качеств.
• Отрицательное влияние философии на понимание текстов Корана и Сунны, а также шариатской терминологии.
• Как появились первые партии (хизбы) и различные джама’аты в 20 веке.
• Аллах не любит, когда создают партии и группировки, даже если они называются благими именами. Пример из сиры про ансаров и мухаджиров.
• Кто такие Ахлюс-Сунна уа-ль-Джама’а?
• Когда простое объединение мусульман для блага (маджму’) становится группировкой (хизб или джама’ат)?
• Ислам призывает держаться за вервь Аллаха (Коран и Сунну в понимании сподвижников) и не разделяться.

7. Манхадж (путь) Пророка ‎ﷺ и его сподвижников. Часть 1-я.

• Религия меняется, если меняются естественные ценности.
• Причина этого в том, что люди оставили тот манхадж, на котором был Пророк ‎ﷺ и его сподвижники.
• Первый шаг в исправлении положения мусульман: изучать и практиковать единобожие, начиная с самих себя и своих близких.
• Как появляется исламское государство?
• Как современный джама’ат «таблиг» противоречит манхаджу Пророка ‎ﷺ? Пример невоспитанного таблиговца.
• Если каждый будет исправлять себя и свою семью, то автоматически исправится общество. Пример многоэтажки.
• Как современный джама’ат «ихвануль-муслимин» противоречит манхаджу Пророка ‎ﷺ? Оправдывает ли цель средства ее достижения?
• Истинная суть лозунга «Давайте оставим то, что нас разъединяет и объединимся на том, что нас соединяет». Ошибка Саида Кутба.
• Как современный джама’ат «хизбут-тахрир» противоречит манхаджу Пророка ‎ﷺ?
• Правильная ’акыда побуждает к правильному манхаджу и правильным ценностям.
• Что такое саляфия? Правильно ли создавать джама’ат и называть его «саляфитским»?
• Дружба и непричастность на основе любви к какому-то шейху является признаком партийности (хизбии).
• Большинство мусульман следуют своим страстям и берут от имамов только то, что им нравится.

8. Манхадж (путь) Пророка ‎ﷺ и его сподвижников. Часть 2-я.

• Неправильное понимание манхаджа саляфов привело к тому, что мусульмане отгоняют неверующих от Ислама.
• Неправильное понимание джихада. Пример исламской общины возле чистой реки.
• Мусульмане перепутали цель (гайя) и средства достижения цели (уасиля).
• Правильное понимание джихада в Исламе.
• У джихада есть свои законоположения (ахкамы) и условия (шуруты). Пример новообращенного мусульманина, который торопился с выполнением поклонений без знаний.
• Основная миссия пророков и мусульман донести до людей свидетельство «Ля иляха илля Ллах», а результат видеть не обязательно.
• Как эту миссию воплотили сподвижники Пророка ‎ﷺ?
• Этот мир всего лишь испытание.
• Прямой путь только один.

9. Вера в Аллаха: Таухид аль-улюхийя.

• Языковое и шариатское значение слова «илях».
• Правильный смысл шахады «Ля иляха илля Ллах» — «Ля ма’буда би хаккын илля Ллах» (Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха).
• Таухид аль-улюхийя требует от нас подчиниться Аллаху во всех видах поклонения и совершать их таким образом, как Он это узаконил.
• Ученые разделили все дела в Исламе на две категории:
— ’ибадат (обряды поклонения),
— му’амалят (взаимоотношения между людьми).
• Основа в му’амалят — дозволенность (халяль), кроме того, что запрещено (харам).
• Основа в ’ибадат — запретность, кроме того, что Всевышний Аллах узаконил.
• Почему всех видов поклонения достоин только Всевышний Аллах?
• Причина униженного положения мусульман в наше время в том, что они погрязли в многобожии (ширк), нововведениях (бид’а) и грехах.
• У мусульман должны быть хорошие мысли о Всевышнем Аллахе и убежденность в Его обещаниях.
• Первыми, кто мешает возрождать призыв пророков в наше время являются сами мусульмане, придумывая различные ярлыки призывающим.

10. Плоды веры в Аллаха. Часть 1-я.

• ’Акыда это не только правила, но и аяты, хадисы, примеры, от которых у человека поднимается вера.
• Из плодов таухида: восхваление Всевышнего Аллаха Его именами и качествами и поминание Его, и как следствие — спокойствие сердца.
• Многие не поклоняются Аллаху, потому что не знают Его, поэтому надо рассказывать людям об Аллахе и Его посланнике.
• Почему люди боятся мусульман? В призыве нуждаются даже представители власти и органов безопасности.
• Дошел ли довод и призыв до Европы и других стран? Если ученым дать каналы для призыва, то в Ислам будут входить толпами.
• У людей есть потребность в духовной пище, поэтому они ищут ее везде. Поэтому надо преподносить Ислам в том виде, в котором он был ниспослан.
• Из плодов таухида: очищение души, возвращение в мольбах и просьбах только к Аллаху.
• Из плодов таухида: связь сердца только с Аллахом и правдивое упование только на Него.
• Из плодов таухида: сила воли в борьбе с грехами и раскаяние в них.

11. Плоды веры в Аллаха. Часть 2-я.

• Из плодов таухида: вера в то, что сообщил нам Всевышний Аллах. Можно ли строить веру на основе научных открытий и чудес (му’джизат)?
• Из плодов таухида: полное подчинение приказам Аллаха и признание Его мудрости.
• Из плодов таухида: полное принятие предопределения Аллаха и познание мудрости этого.
• Из плодов таухида: полная сдача перед Его властью, желанием и решениями.
• Нельзя спрашивать «Почему?» и «Как?» в отношении Всевышнего Аллаха.
• Из плодов таухида: безопасность в этой жизни и жизни вечной.
• Из плодов таухида: успех и награда в этой жизни и жизни вечной.
• Из плодов таухида: явная победа над врагами.
• Из плодов таухида: наместничество на земле и укрепление религии.
• Из плодов таухида: единство мусульман и взаимопомощь в выполнении цели.

12. Плоды веры в Аллаха. Часть 3-я.

• Из плодов таухида: наполнение сердца боязнью и страхом на основе знания перед Аллахом.
• Из плодов таухида: полное подчинение Аллаху и Его посланнику.
• Следование за имамами мазхабов и учеными — это не цель, а средство ее достижения.
• Основа в шариате — это Коран и Сунна. Для чего нужны мазхабы и труды имамов? Два пути изучения фикха:
— дирасатуль-хадисийя,
— дирасатуль-фикхийя.
• Из плодов таухида: благочестивое отношение к созданиям Аллаха. О милосердии и мягкости в призыве неверующих и заблудших. Почему узаконен джихад-таляб в Исламе?
• Из плодов таухида: следы Прекрасных имен и Высочайших качеств Аллаха.
• Завершение темы «Вера в Аллаха».

13. Как практиковать манхадж? Часть 1-я.

• Многие люди знают религию, но не знают как ее донести до других.
• Отличие понимания требующего знания от понимания простого человека.
• Многие знают религию, понимают, но не знают с чего начинать и как вести призыв разным категориям людей.
• Почему на Западе церковь четко отделена от государства?
• В Исламе есть правило: «Здоровый разум никогда не противоречит достоверному тексту [из Корана и Сунны]». Как развивались мирские науки в Исламе.
• О невежественной «исламской» интеллигенции.
• Проблема большинства студентов в том, что у них беспорядочные отрывки знаний в голове.
• Не все, что ты знаешь следует рассказывать простым людям, т.к. это может стать для них фитной. Пример джизья и налогов.
• Как грамотно преподнести вопрос рабства в Исламе?
• Как грамотно преподнести вопрос джихада в Исламе?

14. Как практиковать манхадж? Часть 2-я.

• Фетвы надо спрашивать у обладателей знания (авторитетных ученых), а не у ораторов.
• О заключении мирного договора между исламским государством и государством неверующих.
• Религия строится на Коране и Сунне, а не на разуме и чувствах.
• Ислам не причастен к терроризму и террору.
• Ислам следует принимать полностью, а не выбирать только то, что нравится.
• Причина отклонений мусульман от религии в том, что они оставили знания и погрязли в невежестве, спрашивая фетвы у заблудших имамов.
• Фетва ученых меняется от места к месту, от времени к времени, от лица к лицу.
• Делать хиджру или терпеть?
• Есть ли польза от терактов и «партизанской войны»?
• Говорить людям всегда следует только об общих законоположениях, а конкретные фетвы давать может только ученый или муфтий.
• Ученые знают положение мусульман в современном мире. Если они говорят, то говорят на основе знания, если молчат, то молчат на основе знания.
• Если ученый молчит о каком-то важном вопросе, то мы тем более должны молчать.

15. Как практиковать манхадж? Часть 3-я.

• Скромность призывающего указывает на наличие знания.
• Что такое «Сунна»?
• Для чего сектанты используют термин «правительственные ученые»?
• Почему ораторы джама’ата «такфир уа хиджра» никогда не говорят плохо про западных правителей, находясь в Европе?
• Следует изучать слова ученых о подчинении правителям и законам, которые не противоречат шариату.
• Если ты говоришь про кого-то что-то, то будь добр отвечать за свои слова.
• Нельзя вырывать слова ученых и призывающих из контекста.
• Ученые, когда дают фетвы учитывают определенные правила, а также вопросы пользы и вреда.
• Судить по законам Аллаха — это не лозунг, а обязанность каждого.

16. Вера в ангелов Аллаха.

• Самое важное, что должен знать мусульманин об ангелах.
• Ангелы живут на небесах и они не описываются женским родом. Они постоянно находятся в подчинении и поклонении Аллаху.
• Ангелы описаны знанием, силой, красотой и стеснительностью. Они являются великими созданиями.
• Мы не знаем каким именно образом Аллах создал ангелов, но знаем что они созданы из света (нур).
• Ангелов существует огромное количество.
• У каждого ангела есть определенные обязанности.
• Мы должны верить в ангелов только так, как это описано в Коране и Сунне, потому что они из скрытого мира.
• Из плодов веры в ангелов: человек должен верить в скрытое.
• Из плодов веры в ангелов: человек начинает стесняться ангелов.
• Из плодов веры в ангелов: человек должен стараться брать с них пример.
• Из плодов веры в ангелов: человек должен сторониться причинить им какие-либо неудобства.
• Из плодов веры в ангелов: мольба ангелов принимается Всевышним Аллахом, поэтому надо брать причины и надеяться, что они будут делать ду’а за человека.
• Из плодов веры в ангелов: следует сторониться всего того, что отдаляет нас от ангелов.
• Из плодов веры в ангелов: ощущение величия Всевышнего Аллаха.
• Из плодов веры в ангелов: благодарность Всевышнему Аллаху (шукр) за Его милости. Пример ангелов-хранителей.
• Из плодов веры в ангелов: высокие стремления в благих делах.
• Из плодов веры в ангелов: стремление находиться в праведном обществе.

17. Вера в Писания Аллаха.

• Мы должны верить во все Писания, которые Всевышним Аллах ниспослал Своим созданиям.
• Что такое «рукн» (столп)?
• Религия у всех пророков была одна — Ислам, а шариаты (законы) были разные.
• Как мы должны верить в Книги и как нам осуществить эту веру?
• Мы должны верить, что все эти Книги — это слова Всевышнего Аллаха, а не создания.
• Все, что в этих Писаниях — истина, в них содержатся путеводители, шариаты и призыв к поклонению Одному Аллаху.
• Все эти Книги подтверждают одна другую и в них нет никаких противоречий.
• Первые Книги были ниспосланы каждая своему народу и пророку, а последняя — Куръан (Коран) — всему человечеству до Судного дня.
• Как правильно верить в Коран?
• Коран отменил собой все предыдущие Писания.
• Легкость и мягкость исламского шариата.
• Всевышний Аллах обещал хранить Коран от искажений до Судного дня и Коран сам по себе является чудом.
• В Коране есть ответы на все вопросы.
• Всевышний Аллах облегчил нам Коран.
• После Корана не придет никакой Книги, которая отменила бы его и Пророк ‎ﷺ объяснил нам все, что пришло в Коране.
• Из плодов веры в Писания: знание, что Аллах не оставил Своих рабов просто так.
• Из плодов веры в Писания: мы видим мудрость Всевышнего Аллаха.
• Из плодов веры в Писания: благодарность Всевышнему Аллаху за то, что Он все объяснил нам.
• Из плодов веры в Писания: мы поклоняемся Аллаху на основе знаний (басыра).

18. Вера в посланников Аллаха.

• В чем разница между пророками и посланниками?
• Что общего между пророками и посланниками?
• Вера в посланников является одним из столпов имана и мы должны верить во всех пророков.
• Как проявляется вера в пророков и посланников?
• Мы должны полностью следовать за ними и не ставить чье-либо слово перед словами Пророка Мухаммада ‎ﷺ.
• Есть разница между словами основателей мазхабов и словами их последователей.
• Разница между муджтахидами, которые проявили иджтихад в изучении контекстов Корана и Сунны и теми, кто проявил иджтихад в мазхабе.
• Нельзя слепо следовать мазхабу, но и нельзя отрицать мазхабы полностью, потому что за ними стоят великие ученые.
• Самое главное, чтобы мы брали истину из Корана и Сунны, и только при необходимости прибегали к помощи ученых.
• Положение последователя какого-либо ученого или мазхаба (мукаллид) по отношению к тому, кто приводит хадисы.
• К этим вопросам следует подходить справедливо, выбирая золотую середину.
• Пророк Мухаммад ‎ﷺ — последний пророк, печать всех пророков и их господин, мы должны во всем подчиняться ему и следовать за ним.
• Пророк ‎ﷺ будет делать за нас заступничество в Судный день. Заступничество (шафа’а) нужно просить только у Аллаха, а не у пророка.
• Что указывает на правдивость пророков?
• Из плодов веры в пророков: знание о милости Аллаха, который позаботился о нас, отправив посланников.
• Из плодов веры в пророков: мы должны делать дела на основе знаний, а не на основе чувств.
• Из плодов веры в пророков: мы должны любить посланников, потому что их любит Аллах.
• Из плодов веры в пророков: мы должны брать с них пример в призыве к Аллаху.

19. Плоды веры в Судный день. Часть 1-я.

• Как пророк Ибрахим, мир ему, делал порицание порицаемого (инкаруль-мункар)?
• При каких условиях можно исправлять порицаемое рукой?
• Мы всегда должны смотреть в корень проблемы. Вопрос о женских медресе.
• Когда для человека наступает Судный день?
• Почему в хадисе Джибриля столпы веры идут именно в этом порядке?
• Какие вопросы будут заданы человеку в могиле и как их правильно понимать?
• В Судный день каждый будет думать только о себе и будет делать все, чтобы спастись самому.

20. Плоды веры в Судный день. Часть 2-я.

• В наше же время люди забыли о себе и занялись другими. О двух дверях, через которые люди заходят в религию.
• Первая: Через благодарность (шукр) за милости Аллаха, чтобы заниматься, в первую очередь, собой.
• Вторая: Через обольщение собой, чтобы судить других людей, забыв о себе.
• Возможно ли женщине обучаться религии, сидя дома?
• Проблема джама’атов «таблиг», «ихвануль-муслимин», «хизбут-тахрир» одна — не исправив себя, они занялись другими.
• Опасное положение джама’ата «такфир». Хадис о двух братьях из Бану Исраиль. Кто в шариате решает вопросы такфира?
• Ересь цепного тафира, табди’а и тафсика. Как правильно понимать правило «Кто не говорит на кафира — кафир, сам является кафиром»?
• Мусульманин не должен лезть в то, что его не касается.
• Каждый должен заниматься тем, что ему приказано.
• Никто не застрахован от грехов и заблуждений, поэтому нужно заходить в религию через дверь благодарности за милости Аллаха.

21. Вера в Судный день. Часть 1-я.

• События в могиле — это скрытый мир и нам нельзя их сравнивать с этим миром. Нужно просто в это верить.
• В этой жизни есть вещи, которые мы не видим, но они существуют.
• Разница между человеком, который считает себя мусульманином, но совершает грехи и тем, кто не причисляет себя к мусульманам вообще. Опасность такфира.
• Опасность такфира и того, что люди не занимаются собой.
• Всевышний Аллах укрепит мусульман в могиле при ответе на три вопроса. Испытания в могиле страшнее, чем искушение Даджаля.
• Призывающий к Аллаху, в первую очередь, берет пользу для себя.
• Всей заботой мусульманина должна быть подготовка к экзамену и ответу на три вопроса в могиле:
— Кто твой Господь (кому ты поклонялся)?
— Какая твоя религия (как ты поклонялся)?
— Кто твой пророк? (на основе чьих слов ты поклонялся)?
• Воскрешение и расчет в Судный день. Ужасы этого дня.
• Как Пророк Мухаммад ‎ﷺ будет делать заступничество (шафа’а)?
• Условия заступничества. Виды шафа’а.
• Водоем Пророка ‎ﷺ. Опасность нововведений (бид’а).

22. Вера в Судный день. Часть 2-я.

• Как будет происходить расчет в Судный день? Кто такой банкрот (муфлис)? Опасность сплетен (гыба и намима).
• Рай и Ад. В Рай войдет только очищенный (тойиб). В Ад зайдут неверующие и грешники.
• В Мекканский период Пророк ‎ﷺ воспитывал в сахабах веру в Аллаха и в Судный день. Плод этой веры — праведное общество, где каждый занят собой и помогает друг другу.
• Опасность смут и выхода против правителей.
• Верующие грешники выйдут из Ада очищенными и Аллах введет их в Рай.
• Плодами веры в столпы имана является приверженность прямому пути (манхадж) и праведные деяния (салихат).
• Барзах — тонкий мир между этим светом и тем светом. Все умершие находятся в Барзахе до Судного дня.
• Мы не можем представить скрытый мир (гайб). Пророку ‎ﷺ еще при жизни были показаны некоторые вещи из скрытого мира.
• Человек полностью тлеет в этом мире, за исключением небольшой косточки на копчике.
• История о том, как один бедуин-единобожник опроверг тех, кто взывал к мертвым шахидам.

23. Вера в предопределение. Часть 1-я.

• Одни из первых заблуждений в умме появились именно в этом вопросе.
• На чем строится вера в предопределение (кадар)? Четыре стадии предопределения:
— извечное знание (’ильм) Всевышнего Аллаха обо всем — и это основа в этом вопросе;
— запись (китаба) всего что будет до Судного дня — Всевышний Аллах приказал Перу (Калям) записать все в Хранимой Скрижали (Ляухуль-Махфуз) за 50 тысяч лет до создания небес и земли;
— желание или воля (ирада и машиъя) Всевышнего Аллаха — в Его Царстве ничего не происходит, кроме как с Его дозволения;
— создание (хальк) каждой вещи — Всевышний Аллах является Создателем всего, включая наши действия.
• ’Акыда строится на Коране и Сунне. Примеры, помогающие понять вопрос предопределения и увеличивающие веру.
• Пример нескольких учителей, делающих предположения в отношении учеников на основе своих знаний о них.
• Всевышний Аллах предопределяет, но не заставляет нас делать что-то.
• Как Всевышний Аллах помогает кому-то идти по прямому пути (хидайя), а кого-то оставляет без помощи (идляль)?
• Пример со стаканом.
• Ученые разделили эти стадии предопределения на две степени:
— то, что было до того, как произошло (знание и запись);
— то, что происходит в момент действия (желание и создание).
• Как это происходит нам не постичь и об этом нам не сообщено. Поэтому мы сдаемся и просто верим в это.
• Как совместить это с тем, что каждый из нас имеет свою волю и мощь? Спрос будет только за те действия, где собрались желание и сила.
• Создатель причин является Создателем результатов.

24. Вера в предопределение. Часть 2-я.

• Желание Аллаха бывает двух видов:
— Ирада аль-каунийя (или аль-машиъя) — желание, связанное с бытием.
— Ирада аш-шар’ийя — желание, связанное с шариатом.
• Почему Всевышний Аллах создал в этом мире зло? Зло в этом мире относительно.
• Нельзя проявлять недовольство предопределением Аллаха, т.к. в Его действиях всегда добро. Можно сожалеть о том, что человек упустил в шариате.
• Нельзя оправдываться предопределением. Никто не знает, что ему предопределено.
• Поэтому каждый должен делать то, что касается его и спасть себя, в первую очередь.
• Плоды веры в предопределение:
— познание Величия Всевышнего Аллаха;
— познание, что Знания Всевышнего Аллаха безграничны;
— глубокое убеждение в том, что Аллах знал, записал, захотел и создал все сущее.
— любовь к Аллаху и полнота поклонения Ему.
• Человек не должен попадать в страшную болезнь — самообольщение (’уджб). Мы не должны радоваться своим делам, а должны радоваться милости Аллаха и благодарить Его.

Делитесь лекциями «Столпы веры»!