Принципы понимания аятов об именах и атрибутах Аллаха

Принципы понимания аятов об именах и атрибутах Аллаха

«Принципы понимания аятов об именах и атрибутах Всевышнего Аллаха» — лекции по книге шейха Мухаммада аль-Амин аш-Шанкытый, да помилует его Аллах.

Знание о нашем Господе (таухид) — это то, на чём строится всё остальное, и один из видов таухида — это единобожие имён и атрибутов Всевышнего Аллаха (таухид аль-асма уа ас-сыфат). К сожалению, в этом вопросе заблудилось очень много мусульман, возникли целые школы, исказившие этот наиважнейший вопрос исламского вероучения. Поэтому каждому из нас следует подробно изучать основы и правила, относящиеся к этой теме.

Мухаммад аль-Амин аш-Шанкытый (1325-1393 гг. хиджры / 1905-1974 гг.) — выдающийся ученый из Мавритании, автор знаменитого тафсира «Адуа аль-байян фи идах аль-Куран би-ль-Куран» («Свет разъяснения об истолковании Корана Кораном»).

Поучительную историю о первой встрече с аш-Шанкытый рассказал шейх Ибн аль-’Усеймин: «В ту пору мы были студентами в Научном институте Эр-Рияда. Сидим мы в классе, как вдруг к нам входит шейх. Как только я увидел его, то сказал про себя: “Чему нас может научить этот бедуин?”. Дело в том, что он был одет в потрепанную и простую одежду, на которой не было заметно никаких следов почета. И из-за этого шейх как-то сразу упал в наших глазах. Я даже подумал: “Стоило ли уезжать от шейха ас-Саади для того, чтобы сидеть перед этим бедуином?!”. Но едва аш-Шанкытый начал свой урок, как на нас сразу же посыпались жемчужные россыпи его знаний, подобные морской бездне. И в тот момент все мы осознали, что находимся перед одним из самых великих и выдающихся ученых мира. Мы извлекли огромную пользу из его знаний, свойств характера, нравственных качеств, богобоязненности и равнодушия к мирским благам». См. «Общее жизнеописание великого ученого Мухаммада ибн Салиха аль-’Усеймина», стр. 49.

Лекции подготовил: шейх Арсен Абу Яхья, да хранит его Аллах.

Скачать файлы или прослушать аудио онлайн из папки Dropbox

Скачать книгу на арабском языке

Урок 1-й:

• Вступление. Важность данной науки.
• Три основы в вопросе понимания имён и атрибутов Аллаха.
• Первая основа: Отдаление Аллаха от уподобления Его атрибутов атрибутам творений.
• Вторая основа: Вера в то, посредством чего Аллах описал Себя и описал Его Пророк ﷺ.
• Оба эти принципа объединены в словах Аллаха: «Нет ничего подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий».
• Классификация атрибутов Аллаха, которую приводят философы (мутакаллимы).
• Философы признают лишь семь атрибутов Аллаха, относящихся к смысловым (ма’ани).
• Атрибут Аллаха: Могущество (аль-Кудра).
• Атрибуты Аллаха: Слух и Зрение (ас-Сам’, аль-Басар).
• Атрибут Аллаха: Жизнь (аль-Хайя).
• Атрибут Аллаха: Воля (аль-Ирада).
• Атрибут Аллаха: Знание (аль-’Ильм).
• Атрибут Аллаха: Речь (аль-Калям).

Урок 2-й:

• Отрицающие атрибуты (сальбийя), которые подтверждают философы. Пять атрибутов.
• Изначальность (кыдам) и вечность (бака).
• Эти два качества присущи также и творениям, что является доводом против философов.
• О термине «кадим».
• Единственность (уахданийя).
• Непохожесть на творения.
• Абсолютная самодостаточность (аль-гына аль-мутляк).
• Атрибуты, являющиеся прилагательными формами смысловых атрибутов (ма’науийя).
• Атрибуты действия (фи’лийя).
• Атрибуты общие (аль-джами’а).
• Группа атрибутов, в которой существуют разногласия среди философов, являются ли они фи’лийя или ма’науийя.
• Мы признаём все атрибуты Аллаха, которыми Он описал Себя, и не уподобляем Его творениям.

Урок 3-й:

• Вкратце о том, что было сказано на прошлых лекциях.
• Правильная позиция относительно аятов об атрибутах Аллаха на примере вознесения Его над Престолом.
• Метод, используемый теми, кто отрицает вознесение Господа.
• Вознесение Аллаха — атрибут, которым Аллах хвалит Себя.
• Семь аятов, в которых приводится вознесение Аллаха на Трон.
• Невежество и глупость отрицающих возвышение.
• Три значения слова «таъуиль»:
— Первое: конечный исход чего-то.
— Второе: разъяснение (тафсир).
— Третье: уведение фразы от его очевидного смысла к менее очевидному значению.
• В свою очередь этот вид таъуиля делится на три вида:
— Первый вид: отведение от очевидного смысла на основании доводов из Корана и Сунны.
— Второй вид: отведение от очевидного смысла на основании слабого довода.
— Третий вид: безосновательное отведение от очевидного смысла.
• Запрещено уводить аяты от их очевидного смысла без ясного довода.
• Одно из основополагающих правил приверженцев Сунны.

Урок 4-й:

• Правильная позиция относительно атрибутов Аллаха.
• Являются ли аяты об атрибутах неясными (муташабих)?
• Принцип, изложенный имамом Маликом ибн Анасом относительно вознесения Аллаха на Престол.
• Как следует понимать шариатские тексты, если они допускают несколько смыслов?
• Является обязательным отдалять Господа от уподобления творениям.
• На чём построено сравнение (кыяс) у философов?
• Их кыяс не состоятелен с трёх сторон и противоречит семи аятам Корана.
• Три основы в вопросе понимания имён и атрибутов.
• Смысл слов Аллаха: «Но не объемлют они Его своим знанием». Сура «Та Ха», аят 110.
• Как спастись от отклонения в данном вопросе?
• Знание образа атрибута зависит от знания образа сущности.
• Заключение автора.
• Те, кто играют с шариатскими текстами, пусть посмотрят на участь иудеев, которые вместо слова «хитта» сказали «хинта»!
• Тот, кто отрицает возвышение — невежда.

Делитесь лекциями «Принципы понимания аятов об именах и атрибутах Всевышнего Аллаха» в Телеграм!