«Пользы, извлечённые из предания Ибн Мас’уда» — лекции, в которых собраны пользы из известного асара ‘Абдуллаха ибн Мас’уда и Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен ими Аллах. В данном асаре приводится история того, как сподвижники отреагировали на то, что некоторые люди после смерти Пророка ﷺ стали делать тасбих, перебирая камешки и что в итоге стало с этими людьми.
Лекции подготовил: Шейх ‘Иса Абу ‘Абдуррахман, да хранит его Аллах.
Скачать файлы или прослушать онлайн из папки Dropbox
‘Амр ибн Саляма (таби’ин) рассказывал:
كنا نجلس على باب عبد الله بن مسعود رضي الله عنه، قبل صلاة الغداة، فإذا خرج، مشينا معه إلى المسجد، فجاءنا أبو موسى الأشعري رضي الله عنه فقال: أخرج إليكم أبو عبد الرحمن قلنا: لا، بعد. فجلس معنا حتى خرج، فلما خرج، قمنا إليه جميعا، فقال له أبو موسى: يا أبا عبد الرحمن، إني رأيت في المسجد آنفا أمرا أنكرته ولم أر — والحمد لله — إلا خيرا. قال: فما هو؟ فقال: إن عشت فستراه. قال: رأيت في المسجد قوما حلقا جلوسا ينتظرون الصلاة في كل حلقة رجل، وفي أيديهم حصا، فيقول: كبروا مائة، فيكبرون مائة، فيقول: هللوا مائة، فيهللون مائة، ويقول: سبحوا مائة، فيسبحون مائة، قال: فماذا قلت لهم؟ قال: ما قلت لهم شيئا انتظار رأيك أو انتظار أمرك. قال: «أفلا أمرتهم أن يعدوا سيئاتهم، وضمنت لهم أن لا يضيع من حسناتهم»، ثم مضى ومضينا معه حتى أتى حلقة من تلك الحلق، فوقف عليهم، فقال: «ما هذا الذي أراكم تصنعون؟» قالوا: يا أبا عبد الرحمن حصا نعد به التكبير والتهليل والتسبيح. قال: «فعدوا سيئاتكم، فأنا ضامن أن لا يضيع من حسناتكم شيء ويحكم يا أمة محمد، ما أسرع هلكتكم هؤلاء صحابة نبيكم صلى الله عليه وسلم متوافرون، وهذه ثيابه لم تبل، وآنيته لم تكسر، والذي نفسي بيده، إنكم لعلى ملة هي أهدى من ملة محمد صلى الله عليه وسلم أو مفتتحو باب ضلالة». قالوا: والله يا أبا عبد الرحمن، ما أردنا إلا الخير. قال: «وكم من مريد للخير لن يصيبه، إن رسول الله صلى الله عليه وسلم حدثنا أن قوما يقرءون القرآن لا يجاوز تراقيهم، وايم الله ما أدري لعل أكثرهم منكم»، ثم تولى عنهم.
— Каждый раз перед утренней молитвой, мы садились у дверей ‘Абдуллаха ибн Мас’уда, ожидая его, чтобы пойти с ним в мечеть. И однажды к нам подошел Абу Муса aль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, и спросил: «Выходил ли уже к вам Абу ‘Абдуррахман?» Мы ответили: «Нет». Тогда он присел с нами и ждал, пока тот не вышел (из дома). А когда он появился, все мы подошли к нему, и Абу Муса сказал: «О Абу ‘Абдуррахман, поистине, только что я видел в мечети то, что мне не понравилось, но, хвала Аллаху, я видел там только благое!» Он спросил: «Что же это?» Абу Муса ответил: «Увидишь сам. Но я видел там людей, которые усаживаются кружками в ожидании молитвы, держа в руках мелкие камешки, и в каждом кружке есть человек, который говорит: “Скажите сто раз: Аллаху Акбар!”, и они по сто раз произносят эти слова. А потом он говорит: “Скажите сто раз: Ля иляха илля-Ллях”, и они сто раз повторяют эти слова. А потом он говорит: “Скажите сто раз: Субхана-Ллах”, и они по сто раз произносят и это». Ибн Мас’уд спросил: «И что же ты сказал им?!» Он ответил: «Я ничего им не сказал, решив узнать, что ты думаешь об этом». Он спросил: «Почему же ты не велел им посчитать их дурные поступки и не поручился за то, что ничто из их благих дел не пропадет и так?!» А потом мы с ним пошли к мечети, и он подошел к одному из таких кружков, остановился рядом с ним и спросил находившихся там людей: «Чем же вы занимаетесь?!» Они ответили: «О Абу ‘Абдуррахман, с помощью этих камешков мы считаем, сколько раз мы произнесли слова “Аллаху Акбар”, “Ля иляха илля-Ллах”, “Субхана-Ллах” и “Аль-хамду ли-Ллях”». Ибн Мас’уд сказал: «Лучше бы вам посчитать свои дурные поступки, а что касается хороших, то я ручаюсь, что ничто из них не пропадет! Горе вам! О Умма Мухаммада! Как скоро вы устремились к гибели, тогда как сподвижники его ещё среди вас, одежда его ещё не обветшала и посуда не сломалась. Вы же, клянусь Тем, в чьей длани душа моя, либо уже принесли более верную религию, чем религия Мухаммада, либо открываете двери к заблуждению!» В ответ эти люди сказали: «Клянемся Аллахом, о Абу ‘Абдуррахман, мы не желали ничего, кроме блага!» Тогда он воскликнул: «Но сколько таких, кто желает блага, но не обретает его! Поистине, Посланник Аллаха ﷺ поведал нам о том, что “Появятся люди, которые будут читать Коран, но он не пройдет ниже их глоток”. Клянусь Аллахом, не знаю, но может быть, большинство из вас являются таковыми!» Потом Ибн Мас’уд отошел от них.
‘Амр ибн Саляма сказал:
رأينا عامة أولئك الحلق يطاعنونا يوم النهروان مع الخوارج
«И мы видели большинство из них сражавшимися на стороне хауариджей (хариджитов) в день битвы при Нахрауане».
Данный асар привели ад-Дарими 1/68 (210), ат-Табарани 8628. Хафиз аль-Хейсами, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2005.
فوائد مستنبطة من أثر ابن مسعود رضي الله عنه
1. Учёные. Фатва. Путь спасения.
2. Что такое новшество?
3. Опасность новшества.
4. Причина заблуждения.
В лексическом значении слово «асар» означает «остаток чего-либо», «след», «отпечаток».
Что касается терминологического значения, то на этот счет существует два мнения:
- Это слово является синонимом слова «хадис», другими словами, как термины они передают один и тот же смысл;
- Это слово не является синонимом слова «хадис», так как «асар» — это сообщение о словах или делах сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ или их последователей (таби’инов).