Завещания саляфов (праведных предшественников) — курс лекций с полезными наставлениями и мудрыми высказываниями лучших представителей мусульманской общины. Завещания саляфов необходимо изучать, стараться воплощать их в жизнь и обучать этим знаниям подрастающее поколение.
Нынешние мусульмане, в отличие от предыдущих поколений — приверженцев чистого Ислама, обращают недостаточное внимание на то, что было завещано им со слов праведных предшественников и мало изучают их высказывания и наставления. К сожалению, наши современники-мусульмане больше обращаются к словам тех, кто жил и живет в нынешнюю эпоху. Ни в коей мере не умаляя достоинств современных исламских ученых из числа Ахлюс-Сунны уаль-Джама’а, хочется подчеркнуть, что слова праведных предшественников, безусловно, нужнее и полезнее. Высказывания их хоть и не большие по объему, но содержат в себе много польз для людей, тогда как у представителей современности, кроме тех кого миловал Аллах, много слов, но мало пользы, как точно отметил об этом один из выдающихся имамов из числа последователей Сунны Пророка Мухаммада, да благословит и приветствует его Аллах, Ибн Раджаб в своей книге «Фадлю ’ильми ссаляф ’аля ’ильми ль-халяф» («Превосходство знания предшественников над знанием поздних поколений»). Ниже мы предлагаем вниманию наших братьев и сестер в Исламе курс лекций «Завещания саляфов», содержащий ценные наставления имамов из числа сподвижников и ранних ученых.
Лекции подготовил: Арсен Абу Яхья, да хранит его Аллах.
Скачать файлы или прослушать аудио онлайн из папки Dropbox
1. Завещания сподвижника Пророка, да благословит и приветствует его Аллах, ’Абдуллаха ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах.
Кратко о статусе и достоинстве Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, среди сподвижников Пророка, да благословит и приветствует его Аллах, и среди обладателей знания. «Если бы вы знали мои грехи, то за мной не последовали бы даже двое из вас. И вы посыпали бы пеплом мою голову. И я желал бы, чтобы Аллах простил мне хотя бы один из моих грехов, даже если за это называли бы меня ’Абдуллахом — сыном навоза» (аль-Хаким).
«Верующий относится к своим грехам так, как будто он находится под огромной скалой, которая вот-вот обрушится на него. А нечестивец же видит свои грехи пролетевшей мимо его носа мухой, которую он всего лишь отгоняет» (аль-Бухари и Муслим).
«Судите о людях по их друзьям, потому что человек близок с тем, кто ему нравится».
«Вы живете в такое время, когда много ученых и мало хатыбов (ораторов). А после вас наступит время, когда будет мало ученых, но много ораторов».
«Будут происходить неясные вещи, поэтому проявляйте спокойствие. И лучше для человека быть последователем в благом, чем быть лидером в заблуждении».
2. Завещания сподвижника Пророка, да благословит и приветствует его Аллах, Абу ад-Дарды, да будет доволен им Аллах
Коротко о достоинствах Абу ад-Дарды, да будет доволен им Аллах, как сподвижника Пророка, да благословит и приветствует его Аллах. «Требуйте знания! Но если вы не в состоянии делать это, то любите их обладателей (ученых)! А если вы не можете любить ученых, то хотя бы не проявляйте к ним ненависти».
«Прибегайте к Аллаху за защитой от лицемерного смирения. Это когда тело смиренно, а сердце нет».
Однажды Абу ад-Дарда встретил на дороге людей, которые ругали, бранили, поносили человека, который совершил какой-то грех, и сказал: «Скажите, а если бы вы нашли его на дне колодца, разве не вытащили бы из него?» Они ответили: «Конечно». И он сказал им: «Восхваляйте Аллаха, который избавил вас от этого греха, и не ругайте вашего брата».
3. Завещания имама Сунны Ахмада ибн Ханбаля, да помилует его Аллах
Краткое слово о достоинствах Ахмада ибн Ханбаля, как имама Прямого пути и имама Ахлюс-Сунна уаль-Джама’а.
Имам Абу Дауд: «Я не видел никого подобного имаму Ахмаду ибн Ханбалю! Он не вступал в те мирские разговоры, которые обычно ведут люди, но когда упоминалось религиозное знание, вот тогда он говорил».
Аль-Му’уди сказал имаму Ахмаду: «О, Абу Абдуллах! Как много людей делают за тебя ду’а». Тогда Ахмад повернулся к нему и сказал: «Я боюсь, что это завлечение».
«То, что считается у ученых Ахлюс-Сунна мункаром (порицаемым), то и является порицаемым».
«Любите приверженцев Сунны в любом случае (что бы от них ни исходило, или что бы они ни делали)».
«Я не знаю такого времени, чтобы люди так сильно нуждались бы в изучении хадисов, как сегодня». Люди спросили: «Почему?» Он ответил: «Потому что появилась ересь. И тот, у кого нет знания Сунны (хадисов), тот попадет в ересь».
«Не общайся с этим человеком».
«Как это: человек занимается передачей хадисов и не совершает кыямуль-лейл (ночной намаз)?»
«О, как тяжко мне видеть людей, чьи печени растопило мирское, тогда как их серца носят Коран».
«С чернильницей до могилы».
«Я знал Коран наизусть, но ушел он из моей памяти в то время, когда я был занят изучением, поиском и передачей хадисов… И я выучил Коран только тогда, когда был в тюрьме и в наручниках».
«Это не письмо ученого и не мухаддиса, а писанина писателя».
Имаму Ахмаду не нравилось когда, кто-то за ним идет (следует за ним).
4. Письмо Шейхуль-Ислама Ахмада Абуль-’Аббаса Ибн Таймийи, да помилует его Аллах
Через что придет в порядок религия и мирская жизнь человека?
Какое из благих деянии наиболее предпочтительное после обязательных? Какой путь заработка наиболее предпочтительный? На что опираться при изучении шари’атского знания?
5. Завещание Абу ’Абдур-Рахмана ас-Сулями, да помилует его Аллах
Вы можете поделиться плейлистом «Завещания саляфов» в ВК